Рони Орен – известный израильский мультипликатор и автор книг «Секреты пластилина» — и сам похож на доброго мультипликационного персонажа. Наверное, он и правда волшебник, ведь благодаря его книгам любой ребенок может слепить настоящий шедевр. В интервью Woman Space Рони Орен рассказал, за что любит анимацию, о чем ему хочется говорить с детьми и почему решил отказаться от историй.
Рони, у вас очень много разных занятий – вы лепите из пластилина и учите этому детей, снимаете мультфильмы и учите снимать студентов. Чем вам сейчас интереснее всего заниматься?
Прямо сейчас я очень много времени занимаюсь преподаванием: возглавляю отделение анимации в Бецалеле. И еще работаю над книгами и стараюсь познакомить мир с искусством анимации. После того, как мои книги «Как лепить из пластилина» стали невероятно популярны в Израиле, я стараюсь, чтобы эти книги достигли маленьких читателей во всем мире. Я очень люблю детей. Мне кажется, они очень умны, мудры. И для них нужно снимать качественные мультфильмы, а не только индустриальный трэш. Сейчас в мире производится много мультипликационной продукции – это очень быстрое производство, но в этих мультфильмах нет сюжета, нет мыслей, нет идей. Я же предпочитаю делать интересные мультфильмы для детей, а не заниматься политикой или пропагандой. У меня есть свое мнение о происходящем в мире, но мои фильмы и книги о детях и для детей.
А какие мультфильмы вы сами любите?
О, их много! В пластилиновой анимации я очень люблю итальянского аниматора Франческо Миссери. Он в семидесятые годы снял сериал «Красное и синее» (“The Red and The Blue”). Это замечательный мультфильм, очень выразительный, хотя он сделан совершенно без диалогов. Прекрасны знаменитые «Уоллес и Громит». Но есть и чудесные российские аниматоры – Татарский и другие. В России прекрасные традиции анимации. Конечно, сейчас в этой индустрии мало денег, и многие мастера своего дела не могут снимать.
Вы как-то проигнорировали самого известного производителя мультфильмов – Диснея.
Дисней в свое время изобрел множество очень интересных вещей в анимации. Мы можем не соглашаться с содержанием его мультфильмов, с подтекстом, с огромным количеством предубеждений, которые туда вложены. Но он сделал многое для развития мировой анимации. Конечно, это лишь одно из направлений анимации, и в ней есть много другого – фестивальных фильмов, в которых много политики, философии, других идей. Но эти фильмы видело совсем мало людей. Потому что Дисней умел еще и продать свою технику и свою подачу. В то время как в Канаде или России в те же годы создавались изумительные мультфильмы, которые не имели доступа к такой широкой аудитории. Но самое главное в любом мультфильме – история. И я всегда говорю своим студентам: не очаровывайтесь новыми красивыми технологиями, у вас должна быть идея, должна быть история. А техника это всего лишь способ выразить идею. Не наоборот.
Сейчас истории в мультипликации в основном вращаются вокруг монстров, трансформеров и прочих непонятных персонажей..
Уже много лет большая часть анимационной продукции именно такая, да. И детям это нравится. Там много мусора – без всякого смысла, без истории, без идеи. Сплошной экшн. Это обратная сторона дешевизны производства мультипликационного продукта. Это гораздо дешевле, чем снимать кино. А сегодня при всех этих новых технологиях началась погоня именно за тем — как, а не зачем.
А вы не устали от анимации и пластилина? Не возникает желания снять игровое кино?
Нет, сейчас я хочу заняться экспериментальной анимацией. Не повествовательной анимацией, не анимацией с историей, некоей более свободной и абстрактной анимацией.
Что вы имеете в виду?
Своим студентам-третьекурсникам я даю такое задание. Каждую неделю они должны выйти на улицу с камерой и найти мультипликационную тему в мире. К примеру, если видят некий предмет, они могут сделать много-много фотографий этого предмета в удалении или приближении, к примеру. Если потом все эти кадры склеить, получается мультфильм, движение, изменение. Это неповествовательная анимация – здесь нет героя, нет истории. Но получаются удивительные фильмы, если развивать эти истории. Вот такой экспериментальной анимацией мне сейчас хочется заниматься.